Новости

Обслуживание газового оборудования внутридомового типа

ВДГО Трудно представить активную и современную жизнь без газа. Он является ее неотъемлемой частью, важным видом коммунальных услуг. При этом газ считается источником повышенной опасности, а газоснабжение частного дома не обходится без дополнительных рисков. С ним связано появление аварий, в которых могут погибнуть люди. 

Есть две главные причины возникновения аварийных ситуаций с таким оборудованием: плохое состояние и неправильное использование системы. На данный момент очень большое значение придается безопасному использованию оборудования, функционирующего на основе газа. При этом постоянно совершенствуется законодательство, связанное с его вводом в эксплуатацию, использованием и ответственностью за нарушения. 

Развитие на законодательном уровне

Во времена советской власти все заботы по эксплуатации такого рода оборудования ложились на плечи организаций, которые занимались распределением газа. 

В 1993 году стартовал процесс акционирования газовых хозяйств. Для этого было выдано специальное правительственное распоряжение Госкомимущества, которое можно найти под номером 30.04.1993 №765‑р. Этот документ предусматривал возможность приватизировать только внешнее газовое оборудование, в то время как внутридомовое фактически осталось бесхозным и никто не нес ответственность за его сохранность и корректную работу. Тем не менее фактически ситуация была лучше, чем по документам: газораспределительные компании продолжили следить за оборудованием внутри домов, которые были расположены в их ведении. Это происходило потому, что в цену за газ для конечных пользователей уже были включены расходы на содержание внутридомового оборудования. Естественно, что в тяжелых условиях финансового кризиса ранних девяностых изношенное оборудование не могло быть заменено на новое банально из-за отсутствия у компаний такой возможности. 

Этот факт привел к дальнейшим законодательным изменениям. Так, например, в законе от 21.07.1997 года №116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» появился список соответствующих объектов. Оборудование, располагающееся внутри жилых домов, в данном перечне отсутствовало. Более того, в 2003 году был введен в работу перечень новых Правил по безопасности систем потребления и распределения газа. Согласно новому документу также было указано, что данные правила не затрагивают работу с внутридомовым газовым оборудованием, которое располагается внутри жилых строений. Благодаря этим двум законодательным изменениям правовой вакуум по поводу газового оборудования внутри домов только усилился. В новых Правил по безопасности систем газопотребления и газораспределения. Согласно новому документу также было указано, что данные правила не затрагивают работу с внутридомовым газовым оборудованием, которое располагается внутри жилых строений. Благодаря этим двум законодательным изменениям правовой вакуум по поводу газового оборудования внутри домов только усилился. 

Необходимость заключать специальный договор технического обслуживания на данное оборудование в соответствии с нормами эксплуатации использования жилищного фонда была требованием Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Тем не менее организации крайне неохотно заключали такие договора или вовсе от них отказывались, ссылаясь на отсутствие финансов на проведение такой операции. 

Жилищный кодекс РФ Спустя 2 года был принят Жилищный кодекс РФ, который предусматривал передачу функции газоснабжения конечных потребителей ТСЖ и управляющим компаниям. Те вынуждены принять необходимость выполнять работы по обслуживанию газового оборудования внутри домов, но в целях экономии пользовались услугами тех компаний, у которых не было достаточно оборудования, опыта и даже специалистов для выполнения тех задач, которые те на себя взяли. В итоге ситуация не сильно поменялась в лучшую сторону, если и вовсе можно было отметить хоть какие-то улучшения. 

Пункт 95 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что есть определенные ограничения для газоснабжения частного потребителя. Для этого обязательно необходимо, чтобы оборудование жилого помещения поддерживалось в хорошем рабочем состоянии при помощи специализированной организации, которая будет осуществлять его ремонт и обслуживание. Пункт 97 предусматривает, что потребителю может быть приостановлена подача газа в случае, если тот расторгнет договор с обслуживающей компанией. 

По причине огромного количества аварий, спровоцированных правовым положением внутридомового газового оборудования, был принят еще один регулирующий правовой акт. Им стали новые правила подачи газа, которые устанавливают правоотношения между его реализаторами и потребителями. 

Главные понятия из Правил поставки газа

Пункт 3 данных правил определяет понятие ВДГО. В него входят газопроводы жилого или многоквартирного дома, которые подключаются к газораспределительной сети, групповой или резервуарной баллонной установке. Оно дает возможность транспортировать газ к оборудованию, в котором тот используется. ВДГО также включает в себя приборы учета газа и то оборудование, на котором газ применяется. 

С юридической точки зрения при заключении договора предусматривается наличие двух сторон у данной сделки: абонент и реализатор (поставщик). 

Абонентом является та сторона, которая принимает поставленный товар в виде газа и должна своевременно оплачивать его стоимость другой стороне. В качестве данной стороны может выступать как частный собственник недвижимости, так и человек, который арендует ее у собственника. При этом важным моментом считается тот факт, что абонент должен приобретать газ исключительно для удовлетворения своих важных бытовых потребностей, но они не должны быть связаны с выполнением предпринимательской работы. 

Абонентом могут выступать юридические лица, которые в рамках своей работы нуждаются в поставках голубого топлива для предоставления его гражданам в качестве услуги по газоснабжению. В этом случае абонентом может выступить управляющая компания, ТСЖ или аналогичное предприятие, которое несет ответственность за своевременное обеспечение жителей подконтрольных домов газом. 

Жилищный кодекс РФ Поставщиком называют компанию, которая обязана подать клиентам газ хорошего качества. Под таким качеством подразумевается соответствие данного газа установленным нормативам. 

Этот тип договорных отношений совпадает со всеми требованиями, которые включены в Правила предоставления коммунальных услуг. Именно в соответствии с ними такие компании должны приобретать коммунальные ресурсы для того, чтобы в дальнейшем передать их конечным пользователям. 

В соответствующих правила присутствует также определение термина «специализированная организация». Она представляет собой организацию, предоставляющую газораспределительные услуги. В соответствии с действующим законодательством России она допускается к осуществлению работы по обслуживанию ВДГО. Важным критерием допуска является наличие у такой компании собственной аварийно-диспетчерской службы. Даже если таковой нет, то компанию могут допустить при условии, что она заключит договор на соответствующее обслуживание с компанией, предоставляющей данный тип услуг.   

Алгоритм заключения контракта по поставке газа

Чтобы заключить договор управляющая компания или ТСЖ обязаны отправить соответствующим образом оформленную заявку в газоснабжающую компанию, согласно 7 пункту Правил поставки газа.

Есть утвержденный перечень данных, которые обязательно должна содержать оферта. Он перечисляется в пункте 8 тех же Правил. Так, обязательно следует указать, что планируется снабжение газом многоквартирного дома. Придется указать и данные о количестве людей, которые в нем являются собственниками квартир, а также площадь жилых и нежилых помещений, что обязательно требуется для данной ситуации.Также потребуется более подробная техническая информация: данные о гражданах с льготами и прочими мерами, влияющими на оплату газа; данные о приборах для учета газа, если присутствуют общие на целый дом; данные акта, который определяет границы раздела собственности между владельцами. 

К оферте обязательно должны быть приложены:

  • технический паспорт на весь дом и отдельные его объекты;
  • заверенные копии специальных учредительных документов;
  • справки, которые подтверждают количество проживающих людей на территории данного дома;
  • документ, который будет подтверждать полномочия представителя компании для заключения соответствующего договора;
  • Документы для заключения договора документ о полном составе оборудования, которое входит в местное ВДГО, а также соответствие оснащения официальным требованиям, которые были для него установлены;

  • копия акта, который подтверждает раздел собственности;
  • копия договора о ТО газового оборудования, установленного внутри дома;
  • документы, которые имеют отношение к прибору учета газа на входе в дом;
  • документы, которые будут подтверждать наличие государственной поддержки определенных лиц по оплате газа.

Газоснабжающая компания около месяца занимается рассмотрением оферты и принимает решение в соответствии с 11 пунктом Правил. Пункт 13 определяет ситуации, в которых компания может отказать в предоставлении газа. Среди них присутствуют такие:

  • отсутствие у заявителя соответствующих документов на техническое обслуживание ВДГО;
  • отсутствие необходимого оборудования, при помощи которого проводится прием и использование газа;
  • отсутствие технической возможности для поставки со стороны самого поставщика;
  • предоставление не всех данных, либо же их искажение.

Пункт 14 Правил предусматривает, что договор заключается на неопределенный срок. Если компания отказалась снабжать газом определенный дом, то она обязана направить об этом соответствующее уведомление, в котором будут разъяснены причины отказа.

Договор технического обслуживания на внутридомовое газовое оборудование

Согласно Правилам нельзя заключить договор на транспортировку газа до конечного потребителя в случае отсутствия аналогичного документа на обслуживание оборудования. Ранее уже делался акцент на необходимости приложить копию данного документа к числу общих официальных бумаг, которые направляются на рассмотрение в газоснабжающую компанию. 13 пункт Правил поставки газа прямо предусматривает, что отсутствие такого документа считается условием для отказа в заключении договора на реализацию газа. 

Стоит напомнить, что эти же Правила возлагают на компанию-покупателя газа обязанность обслуживать системы газового оборудования внутри домов. В этом смысле никаких нововведений не предусматривается. Тем не менее, у газораспределительных компаний ранее не было официального повода для отказа ТСЖ и управляющим организациям на основании плохого состояния системы подачи газа и отсутствия ее профессионального обслуживания. Именно поэтому при выходе новых Правил компании стали активно заключать соответствующие договора с организациями, занимающимися обслуживанием таких систем, ведь раньше к этому не было особых предпосылок. 

Основную роль в данном вопросе играет повышенный уровень опасности, который исходит от внутридомового оборудования такого типа. Отсутствие у компании-коммунальщика договора на обслуживание системы ведет не только к ухудшению ее состояния, но также и к серьезному возрастанию риска возникновения аварии, которая может иметь серьезные последствия даже в виде жертв. Отсутствие обслуживания также ведет за собой угрозу для интересов государства и личности, что приводит компании к необходимости заключать такие договора. 

Стороны договора на техническое обслуживание

Контракт об аварийно-диспетчерском обеспечении и обслуживании систем такого оборудования также заключается между специализированной организацией, которая предоставляет соответствующие услуги, и абонентом. Термин специализированной организации подразумевает, что таковая обязана иметь соответствующие допуски для выполнения своей работы и предоставления своих услуг другим компаниям. Необходимость такого допуска устанавливается законодательством Российской Федерации, но сам порядок не считается утвержденным. Лицензирование работы по обслуживанию и ремонту ВДГО было отменено из-за официального принятия Закона от 08.08.2001 №128. Вместе с тем под понятием специализированной организации понимается газораспределительная организация. В свою очередь, в силу подпункта «б» пункта 2 упомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 №317, именно газораспределительная организация выполняет эксплуатацию одноименной системы и оказывает соответствующие услуги, которые связываются с подачей газа клиентам (владелец газораспределительной системы или представитель, который заключил с собственником договор на ее использование).

Заключение договора Если говорить об абоненте, то тут все гораздо проще. В рамках такого типа договора предусматривается, что в качестве него выступают ТСЖ или управляющие компании. Основным критерием определения абонента в рамках данного договора является тот факт, что он предоставляет соответствующие коммунальные услуги в рамках обязанностей, которые у нее есть перед жильцами домов по их обеспечению газом надлежащего качества. 

Отдельно стоит отметить, что право на вступление в договорные отношения с газораспределительной компанией имеют не только юридические, но также и частные лица. Для этого есть важное условие — человек, который является одной из сторон договора, должен быть собственником частного дома. Даже если жильцы дома избрали непосредственное управление, то все равно документ обязательно должен быть заключен от имени их всех. Если говорить о заключении такого документа с каждым владельцем квартиры отдельно, то это просто технически невозможно, ведь предметом данного договора выступает общее имущество, которое присутствует внутри дома. 

Условия договора

В обозначенный вопрос обязательно должен внести ясность порядок ремонта и содержания ВДГО. Его обязан утвердить Минрегион России. Учитывая тот факт, что необходимость обслуживания такого оборудования является принципиальной для обеспечения безопасности граждан и их имущества, а также предотвращения аварий, представляется, что в рамках договора обязаны быть установленными разумные сроки для выполнения работ по проверке и обслуживанию. 

Исходя из Правил поставки газа, специализированные организации:

  • имеют право давать заключение о состоянии оборудования;
  • должны заключить договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы или иметь свою собственную;
  • самостоятельно проводить демонтаж приборов учета газа для их дальнейшей поверки и/или выполнения ремонтных работ;
  • имеет право принимать участие в проведении соответствующих проверок.

Отношения обеих сторон договора могут быть существенно усложнены еще и за счет того факта, что в понятие ВДГО входит не только общее оборудование, которое является общей собственностью владельцев дома, но также и то, что располагается внутри квартир каждого из жильцов. Как, например, стоит решать ситуацию, при которой владелец одной из квартир попросту не пускает работников специализированной компании в жилое помещение, где используется газовое оборудование, для его соответствующей проверки? На этот случай не предусматривается отдельная ответственность для граждан. Остается только надеятся на то, что граждане будут достаточно сознательными.

Порядок заключения договора

На данный момент в законодательстве отсутствуют строгие правила регулирования заключения такого рода договоров. Предусматриваются только определенные общие положения и список действий, который абонент должен выполнить для получения соответствующего результата в виде заключенного договора. Среди таких действий стоит выделить: обратиться в интересующую компанию с соответствующей заявкой, предоставить все данные, которые потребует контрагент для заключения договора, а также подписать готовый договор.

Что именно должны предпринять управляющие компании и ТСЖ для подписания соответствующего документа? Основным вопросом является получение согласия со стороны жильцов и стоит ли выносить такой вопрос на общее собрание?

При выборе определенного способа управления домом жильцы оказывают свое доверие ТСЖ или управляющей компании. Те, кто получил возможность управления, имеют полномочия для самостоятельного определения типа управления домом и особенностей такого процесса. Следовательно, не нужно получать согласие от жильцов как посредством собрания, так и другим способом, ведь это вполне входит в компетенции управляющей компании.

ТСЖ Исполнение обязательств по обслуживанию газового и газораспределительного оборудования всегда сопряжено с необходимостью расходовать средства. Независимо от вида управления данным процессом, сумма всегда делится между собственниками квартир в конкретном доме. Жилищное законодательство в своей сути предусматривает, что общие затраты собственников на обслуживание и ремонт такого оборудования должны быть согласованы с ними. Те договора, которые будут заключены в соответствии с данным действием, должны быть подписаны на общем собрании после их предварительного рассмотрения и согласования. Это действие является обязательным для обеспечения легитимности всей процедуры. Пункт 5 статьи 46 ЖК РФ предусматривает, что итоги решения общего собрания считаются обязательными к исполнению для всех жильцов, даже если на момент данного собрания они отсутствовали или голосовали против определенного решения. Это напрямую означает, что если расходы на обслуживания оборудования будут приняты, то с момента принятия они станут обязательными для всех собственников, независимо от их собственного желания или воли. 

Куда включаются те расходы, которые возникли в результате?

Стоимость договора на техническое обслуживание считается базовым условием. Не стоит даже упоминать то, что увеличение платы за счет прибавки к стоимости газа вызовет однозначно отрицательную реакцию у жильцов дома, у которых и так присутствует много коммунальных платежей. Более того, на законодательном уровне отсутствуют основания включать стоимость технического обслуживания в розничную стоимость газа. 

Обслуживание такого рода систем, конечно, входит в рамки работ и услуг по содержанию общего имущества в рамках многоквартирного дома. Это значит, что заключение договора со специализированной компанией повлечет за собой заметное увеличение общей стоимости обслуживания, а значит и конкретной платежки и конечного потребителя. Если нужно оформить расходы таким способом, то он обязательно должен быть принят на общедомовом собрании.

Закон дает возможность ТСЖ и управляющим компаниям выносить в квитанции отдельную строку под названием «Обслуживание ВДГО». Более того, в большинстве случаев после заключения данного договора на обслуживание именно этот вариант будет наиболее удачным. 

Оформлять договор или нет?

Что же делать в ситуации, если большая часть собственников не высказывает желания оплачивать все расходы, которые появляются при подписании договора на обслуживание? 

Если договор уже подписан, то ТСЖ или управляющая компания берет на себя риски, ведь фактически жильцы не обязаны вносить средства за обслуживание по договору, который они не одобрили на общем собрании. Если дело доходит до судебных разбирательств, то для управляющей компании имеет принципиальное значение настаивать на том факте, что без данного договора технического обслуживания внутридомового оборудования исключается возможность поставки газа в жилой дом. Этот факт регулируется Постановлением ФАС ЗСО от 28.05.2009 №Ф04-3101/2009 (7364‑А46-31). В нем отмечается, что управляющая компания обязана заключить такой договор для того, чтобы избежать риска возникновения чрезвычайно ситуации, которая спровоцирована неправильной работой или повреждением соответствующего оборудования. 

Если договор не заключается, то управляющая компания или ТСЖ подпадают также и под административную ответственность. Она предусматривается в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, так как отсутствие обслуживания такого оборудования является прямым нарушением правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Должностные лица при этом обязаны будут заплатить штраф в размере от 4 000 рублей до 5 000 рублей, а юридические в десятикратном размере. 

Организации должны провести серьезную разъяснительную работу для того, чтобы довести до собственников жилья мысль о необходимости проведения работ по обслуживанию системы, для чего требуется заключить соответствующий договор.


 

[1] Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Добавим, что поставка газа для иных целей по‑прежнему регулируется Правилами поставки газа в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.

[2] В случае когда заявка подана с целью приобретения газа для предоставления гражданам коммунальных услуг. В этой ситуации договор поставки газа заключается с каждым собственником отдельно.

[3] На официальном сайте Минрегиона РФ в сети Интернет можно ознакомиться с проектом данного документа, а также с проектом Методических рекомендаций по применению Правил поставки газа.

[4] См. статью «Подача коммунальных ресурсов: ограничение, прекращение», № 7, 2009.


Возврат к списку

Есть вопросы?

Оставьте заявку для получения консультации

Отправляя заявку, вы принимаете политику защиты персональных данных
Телефон

8-800-250-93-88

Адрес

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, д. 43-б, оф. 103

Время работы

с 8.00 до 17.00

E-mail

egida43reg@mail.ru

загрузка карты...
Киров